Виндсерфинг на Байкале
Поход на виндсерфинге и байдарке по оз. Байкал
Команда:Гребной флот: парусная байдарка Таймень-3, доукомплектованная парусом от виндсерфинга Starboard:
Капитан – Кирилл Козлов, 25 лет, Мытищи, МО
Матрос – Михаил Горюнов, 19 лет, Москва
Парусный флот: виндсерф (windsurf) Fanatic Viper 195L доукомплектованный веслом:
Виндсёрф-каякер (сёрфякер) – Антон Шлыгин, 25 лет, Москва
Вступление:
Поход по Байкалу казался мне событием, которое может случиться раз в жизни (ну максимум 2) для человека, живущего в Москве. Тут проблемы и с отпуском и с дорогим перелетом, да и вообще с желанием его повторить. Поэтому для больших впечатлений идти я решил на парусной доске, а вещи транспортировать в байдарке с парусом.
Итак, нас трое: мои напарники Кирилл и Михаил вдвоем идут на парусной байдарке Таймень-3 и везут все вещи. Я едва умел кататься на виндсерфинге к началу похода и слабо представлял все сложности нашего мероприятия. Перед походом я взял около 8 обучающих занятий в виндсерфинг клубе «Истра» у Сергея Вдовенкова, приобрел у него свою первую матчасть(б/у). Доска Fanatic Viper 195L и 2 учебных паруса 5 и 6,5 кв.м.
Дневник похода:
22-23 июля:
Летели в поход на самолете первый раз и не учли всех тонкостей авиаперелета - поэтому приключения начались уже в аэропорту Домодедово. Улетали мы после работы в пятницу вечером и опаздывали на рейс, к регистрации подошли за час до вылета. Взвешивание показало, что суммарный наш багаж ~140 кг (при допустимых 20 на человека). Бегали взвешивали тяжеленные рюкзаки и серф, в итоге отдали 16 тыс. руб. за перевес(цена билета в 1 конец), из-за нас пришлось задерживать самолет на полчаса.
Долетели до Улан-Удэ спокойно, в местном аэропорту удивили грузчики – запустили трехметровый сёрф прям на траволатор выдачи багажа, еле поймали его, чтоб ничего не разнести. Закупившись в городе, взяли микроавтобус Toyota Noah за 4 тыс. руб. и отправились в Гремячинск. С заездом в магазины маршрут составил ~160 км. Водитель провел нам интересную экскурсию про Бурятию и Байкал, рассказал о местных порядках и обычаях. Пословица из уст водителя: «Если не переспал с Буряткой – ты не сибиряк».
Выгрузившись на берегу в дождь, накрыли вещи тентами. Байкал волновался и дул, штормило (ветер западный 8 м/с). При такой погоде разбили лагерь, собрали байдарку и легли спать.
24 июля:
Тепло и солнечно, Т~20°С. С утра ветер западный ~4 м/с, после обеда – северный ~3 м/с. Плыть собираемся на С-В. Днем пообщались с местным населением и собирали вещи, пытались разложить все в байдарке. Я собрал сёрф.
Главной проблемой в походе было отсутствие ветра при значительном волнении. В этом случае невозможно было аккуратно положить парус на сёрф, чтобы он не касался воды. На отработку этого момента я потратил несколько дней, тормозя всю компанию. В итоге при слабой волне и отсутствии ветра я научился аккуратно класть парус и ,сидя на доске вплотную к шарниру, грести. В Москве для гребли я сделал себе классное весло по типу байдарочного, собрав его из двух разборных весел маленькой надувной лодки. Весло было пластиковым, легким и компактным. Разбирая его на 3 части, я убирал весло в свой водонепроницаемый рюкзачок, который вёз на спине. Скорость хода сёрфа на этом весле с лежащим на нём парусом была не меньше, чем у байдарки с двумя гребцами. Но, к сожалению, к концу первого дня я утопил одну часть весла, и дальше пришлось использовать байдарочное.
Итак, выплыли мы в 18-00 против ветра, шли на веслах, я даже иногда обгоняю Байду на своем малом весле. Идем вдоль берега на удалении ~500 метров.
Первый ходовой день – самые яркие впечатления! Встали на ночлег за 3 км до деревни Ярцы.
25 июля:
С утра холодно Т~ +10°С, ветра нет, пасмурно. Опять выплыли при встречном ветре, пытался идти на весле, но из-за волнения парус постоянно падал в воду. Напарники уходили вперед и возвращались за мной периодически, что им очень не нравилось. Вечером волна стихла, удалось нормально идти на весле.
В этот день иногда ставил парус, последние 10 км шел на весле. Высадились на закате между пос. Турка и г. Гремячинск у входа в залив.
26 июля:
Утро началось с омовения в Байкале. Тут мы ощутили всю прелесть его воды Т~ +12°С, в которой долго не просидишь. Хорошо, что все участники похода приобрели неопреновые костюмы, которые часто пригождались. Мне на виндсёрфе он был жизненно необходим при постоянных падениях, и особенно во время гребли на сёрфе, т.к. нижняя часть тела почти постоянно контактировала с водой.
День был солнечный. Ветер северный 2 м/с. Подкрепившись грибным супом, выплыли на север к острову Лиственничному на другом конце залива, до него по прямой 14 км. Учитывая опыт предыдущих дней, сёрф вышел первым. Идем на веслах, через 3-4 км удается поставить парус, иду в лавировку, активно пользуюсь бедренной трапецией. Байда на веслах идет напрямую к острову, где и останавливается на ночлег, я теряю их из виду. Уходя длинными галсами в лавировку, подхожу к большой земле, темнеет. По рации узнаю где они встали и на закате на весле пересекаю пролив около 3 км до острова, довольный первым полноценным парусным днём!
27 июля:
Остров удален от всех населенных пунктов на значительное расстояние, тем не менее сидим в Интернете через МТС, ловит 3G на мобильнике. Подзаряжать телефоны и навигатор в походе нам помогало зарядное устройство на солнечной батарее с переходниками для зарядки различных устройств.
Погода в этот день выдалась прохладная Т~ +12..+14°C. Выплыли с острова при попутном порывистом ветре и большой волне, ветер периодически пропадает. На сёрфе идти не получается, постоянно падаю и замерзаю. Байдарка берет меня на буксир, а я сижу на доске и держу парус руками. Буксировать получается плохо, разбираем парус на воде. К этому моменту я уже основательно замерз, сидя на сёрфе, окатываемый волнами, поэтому решили пристать к берегу погреться. Во время причаливания сильной прибойной волной затопило байдарку и засыпало песком чуть ли не на половину!
Эта точка маршрута стала переломной в нашем походе. Пройдя в этот день 5,5 км и чистя байдарку от песка, мы поняли, что явно не успеем за оставшиеся дни до отлёта в Москву из Иркутска проделать намеченный маршрут. Для этого нам требовалось переплыть Байкал с востока на запад и найти автотранспорт до Иркутска. Переплыв планировался в самой узкой его точке: от полуострова Святой Нос с ночёвкой на Ушканьих островах (там обитает нерпа, и, как позже выяснилось, острова тщательно охраняются егерями и стоять на них нельзя), что выглядело вполне реально. Но для этого нам требовалось доплыть до Святого Носа через весь Баргузинский залив. В связи с этим намечаем на завтра переплыв через Байкал на о. Ольхон от пос. Катково на Узуры.
Подкрепившись тушеными овощами с грибами, ложимся спать. Завтра главный день похода!
28 июля:
Переплыв.
Подъем в 4 утра, погода холодная и ясная, волна небольшая. Идти на серфе на такое расстояние опасно для новичка, поэтому располагаемся втроем в байдарке, а к доске привязываем почти все вещи, парус от сёрфа и все его детали крепим к байдарке. Сёрф привязываем на веревке на расстоянии ~10 метров. Выплыли в 8-15 на северо-запад. Идем на парусе в галфвинд-бейдевинд с юго-востока, волна поднимается выше.
Для комфорта и безопасности наша каркасная байдарка Таймень-3 в Москве была оборудована двумя надувными баллонами по всей длине бортов, но из-за вчерашнего затопления и песка почти сразу начинает сдувать левый баллон. Ориентируемся по навигатору и горам на противоположном берегу. Из еды – кан с гречкой, которую кроме меня так никто и не поел.
Переход выдался напряженным, ветер почти не помогал, приходилось всё время открениваться, поэтому основную скорость давали весла. К середине переплыва все устали, кажется – Ольхон рядом, но из-за высокого скалистого берега визуально сложно определить расстояние до берега, плыть ещё далеко. В процессе переплыва порвалась веревка рулевого управления, вместо педалей капитану пришлось рулить руками (а ещё ведь нужно дергать за шкот и отчёрпывать воду, проникающую в байдарку через всякие щели). Километров за 7 от берега смотрим закат над Ольхоном и в темноте, совершенно обессилено гребем в ложбинку между скал, увидев огоньки. Подплыв, узнаем, что это судно, приставшее к берегу, нам указывают на каменистый пляж.
Высадившись на берег, ощущаем огромную усталость и радость, ноги не держат. Из последних сил ставим палатку на поле рядом с пляжем, переодеваемся, и, проглотив сгущенку с сухарями, отключаемся.
Переплыв по навигатору и карте составил ~50 км от берега до берега за 17 ходовых часов.
29 июля:
Днёвка.
Проснулись посреди поля, вокруг ходили коровы и ели нашу еду, оставляя лепешки. Утро началось с битвы за сыр, а когда коров прогнали, начали осваивать местность. Метрах в 500 увидели строения и туристов, обнаружили там палатку со сладостями. Оказалось это метеостанция у пос.Узуры. Этот день мы решили посвятить отдыху. Первым делом переместились с поля на склон горы, рядом начали обосновываться группы туристов.
На этой стоянке познакомились с местной фауной: зверек, похожий на суслика утащил у нас последний сухарь и спрятался в норе! Пацаны из проезжавшей мимо группы велотуристов поймали гадюку на пляже. День посвятили отдыху и изучению окрестностей и природы. Пообщались с туристами из соседнего лагеря, обменялись запасами пищи. Пословица из их уст: «Хуже пьяного бурята только пьяный якут». Звонили домой (ловит сеть Far East(Beeline)). Температура держалась Т~ +18..+20°C.
30 июля:
В связи с изменением маршрута пришлось продумывать новый. Решаем обогнуть Ольхон с севера, войти в Малое море. Далее собираемся двигаться вдоль берега к проливу Ольхонские ворота, откуда планируем брать авто до Иркутска. Выплываем в 15-00 на север к мысу Ольхона, сёрф опять на буксире – идем на веслах. При хорошем попутном порывистом ветре скоро добрались до мыса, где начал дуть нестабильный ветер с разных сторон. Огибаем мыс, на входе в Малое море дует сильный встречный ветер, боремся с ним около часа и высаживаемся на галечный пляж между скал в километре от мыса. За день пройдено 15 км.
Палатку поставили на камнях. Я поднялся по тропе в гору 400-500 метров и обнаружил там горное плато неописуемой красоты. Здесь много групп туристов, ловит Far East. Как позднее выяснилось заброска на это плато на автомобиле типа «буханка» от Ольхонских ворот стоит порядка 10 тыс. руб.!
31 июля:
Теплый день. После нескольких дней перерыва решаю вновь идти на сёрфе, т.к. самые сложные участки позади. Как только выплыли, сразу появились проблемы с ветром – изменяет направление, а порой и вовсе пропадает и всё это на фоне короткой сильной волны. Мимо проплывает баркас и предлагает помощь, удивившись моему присутствию здесь. С трудом отгребаю на весле от скал, появляется ветерок 2-3 м/с северо-западного направления. Байдарка идет фордевиндом, подгребая веслами, я двигаюсь бакштагами. Ветер периодически пропадает, волна не дает сёрфу идти на веслах. Байдарка уходит вперёд на 3-4 км и встает на ночлег в живописном месте. Мне удается нормально грести только ближе к вечеру, когда стихает волна, дохожу на веслах до места стоянки. Ночуем за 6 км до деревни Песчаное, связи нет. Рядом с нами браконьеры всю ночь ставят сети.
1 августа:
С утра ветра нет. Меняем тактику – чтобы не отставать, выхожу на сёрфе с веслом раньше Байды минут на 40. Гребу в своё удовольствие, наслаждаюсь природой. Солнце припекает, хорошо, что взяли с собой защитный крем от загара – незаменимая вещь на воде. Через 7 км меня настигает байдарка у мыса перед Халгаем. Высаживаемся в поселке отовариться, нас обозвали водолазами в наших неопреновых костюмах. На берегу много детей, рядом эколого-туристический лагерь «Ольхон», все интересуются нашей матчастью.
Двигаемся дальше. При отходе от Халгая дует бодрый галфвинд, отходим от деревни на парусах и идем так километров 10. Байдарка фордевиндом, сёрф – бакштагами немного отставая. Скалы кончились, идем на удалении 3-4 км от берега. На ночь встаем у дер. Харанцы. Рядом красивый мыс, к нему постоянно приезжают туристы – красивое место для фоток. Вода здесь становится теплее, чем на предыдущих стоянках, по соседству стоят йоги. Дров здесь почти нет – еле насобирали еду приготовить!
2 августа:
Учтя удачный опыт, выхожу на 30-40 минут раньше байдарки. Почти сразу дунул ветер. Иду бакштагами вдоль красивых берегов, пляжей, островов. Через 6-7 км останавливаюсь на многолюдном пляже перед Хужиром, жду байдарку, катаюсь при ветре 7-8 м/с. Решаем заночевать на пляже.
Здесь мы провели 2 днёвки перед отъездом в Иркутск, и всё это время дул ровный ветер 7-8 м/с вдоль берега, немного под углом – отличное место для каталки!
3-4 августа:
Днёвки.
Катаемся на байдарке, сёрфе. В местных магазинах большой выбор продуктов – настоящее курортное место. Общаемся с отдыхающими, рядом проходит музыкальный фестиваль электронной музыки.
На второй день собрали все вещи, договорились с транспортом, искупались напоследок. Завтра рано утром – в Иркутск!
3-4 августа:
Отъезд.
Встали в 5-30. Автобус Daewoo на песчаный пляж заехать не может – приходиться тащить все вещи в несколько ходок до дороги. Мы заранее оплатили 2,5 тыс. руб. за проезд, но водитель, увидев количество вещей, требует доплатить 3,5 тыс.руб. И это общественный транспорт! После долгого выяснения отношений доплачиваем 1,5 тыс.руб. и едем, чтоб не задерживать других пассажиров маршрутки. Когда отъехали, поняли, дорог на Ольхоне и километров за 30 до него по берегу фактически нет. Одни колдобины. Путь был весёлый – переправлялись на пароме через пролив Ольхонские ворота на большую землю, несколько раз ломался автобус. По дороге ели блинчики, чебуреки, голубику в позных (местные пельмени называются «позы»). Со всеми поломками добирались часов 8 (с 9-30 до 17-30). В Иркутске выяснилось, что все маршрутки с Ольхона идут только до автовокзала. Нам нужно было на ж/д о чём и договаривались с женщиной в кассе. После долгих споров поехали с автовокзала до ж/д, дали водиле на чай 500 р.
На вокзале сдаём вещи в багажное отделение, что вышло значительно выгодней, чем платить за перевес в самолёте. Поездом могли отправить только через 5 дней – заплатили за хранение 600 р., за доставку 1500 р., за упаковку 1500р. – и это 100 кг груза! Вещи забирали на Ярославском вокзале в Москве через 2 недели. Единственный минус – РЖД не даёт гарантий по срокам доставки – может дойти за неделю, а может и за 3.
Освободившись от вещей с облегчением идем бродить по магазинам и кафе. В ларьках продаются дешевые китайские товары типа «швейцарских» часов за 300 р. Часов в 9 вечера садимся на маршрутку от ж/д до аэропорта, который находится на окраине города. Самолёт только утром, поэтому взяли номер в гостинице на троих за 3000 р. В двух шагах от аэропорта. Закупились подарками в местном супермаркете, вечером привели себя в порядок. Утром самолёт. ИРКУТСК ДО СВИДАНИЯ!
Заключение.
Поход получился сложным и интересным. Главная трудность, на мой взгляд, очень холодная вода в Байкале – в конце июля не более 12°С. В такой воде долго не продержишься, спасал только неопрен. Для меня, как начинающего виндсёрфера это был огромный опыт. Это и борьба со стихией в разных погодных условиях, отработка навыков самоспасения, изучение ветровых условий вблизи мысов, скал, островов.
По итогам похода я сделал вывод, что виндсёрфинг не очень хорошо подходит для хождения по заданному маршруту в походе на больших водоёмах в первую очередь из-за нестабильности ветра и высокой волны. Если на реке или озере всегда есть возможность аккуратно положить парус, чтобы он не касался воды и грести веслом, но на большой воде волна не даёт этого сделать!
Также группа виндсёрфинг и байдарка не очень хорошо сочетаются в походе, байдарка гораздо универсальнее в неблагоприятных ветровых ситуациях. Для такого похода больше подходит сочетание парусный катамаран + виндсёрф. При хорошем ветре не велика разница в скорости, а при неудачном - сёрф можно просто загрузить на катамаран. Для передвижения мы использовали два виндсёрферских учебных паруса. 5м2 установили на байдарку и 6,5м2 на сёрф (в предыдущих походах на байдарке стоял штатный тритоновский парус 3,5м2 – он был запасным в этом походе). Байдарка показала себя довольно уверенно с этим парусом, хотя мы опасались больших кренов. Для страховки от киляния на байдарке были установлены глиссирующие весла с прикрепленными к ним мячами – подобие аутригеров. Вкупе с надувными баллонами, фартуком и юбками от затопления, корпусом стянутым стропами Таймень-3 выглядела очень даже боевым судном.
Перед походом мы провели несколько тренировок на больших водоёмах – оз. Плещеево и Рыбинское вдхр., где отрабатывали различные ситуации. В частности киляли байдарку с парусом на глубине и затем возвращали её в изначальное положение с отчерпыванием и постановкой паруса при отсутствии дна.
Несмотря на все сложности, ко второй половине похода мы смогли приспособиться ко всем условиям и получать удовольствие от созерцания необыкновенного озера Байкал. Спасибо моим друзьям за такое интересное путешествие.
Отдельное спасибо Сергею Вдовенкову и виндсёрфинг клубу «Истра» за помощь в подготовке матчасти и обучению навыкам виндсёрфинга!
Антон Шлыгин 2011/2012г.г.
Смотрите еще фото с похода