4.0. Снаряжение: Сборка и настройка паруса типа "крыло"
Учебник (самоучитель) по виндсерфингу Вадима Комарова (редакция Сергея Вдовенкова)
Мы предлагаем вашему вниманию обновленную версию самоучителя.Тираж учебника уже давно закончен, но вы можете ознакомиться с ним на страницах нашего сайта.
Видео-уроки по виндсерфингу, снятые у нас в клубе, хорошо иллюстрируют этот учебник!
Сборка паруса
1. Собираем мачту, вставляем снизу стакан с удлинителем ( все стыкуемые соединения проверить - нет ли там песка, стыки заклеить скотчем ). 2. Раскладываем парус на ровном месте, вставляем мачту в мачт карман. 3. Если есть вариотоп на парусе ( т.е. парус ставиться на разные мачты ) - регулируем длину ремня вариотопа. На парусе в нижнем углу указаны обычно все настройки
4. Пропускаем шкот через нижний люверс и блоки стакана, слегка натягиваем его, выбирая складки паруса. 5. Собираем гик. Выставляем заднюю оковку гика вместе с веткой на указанный на парусе размер или чуть больше . 6. Устанавливаем гик на мачту. Гик оборудован защелкой для крепления к мачте, установка гика не вызовет проблем. 6.1. Определяем высоту крепления гика на мачте. высота гика с учетом высоты шарнира должна находится в пределах от подмышек до лба.
8. Сильно натягиваем парус по мачте - до предела, соблюдая указанные на парусе размеры мачты и удлиннителя. | |
9. Проверяем ключом натяжение лат в лат-карманах. При хорошей натяжке лат не должно быть складок вдоль лат-карманов. Если парус оборудован латными шарнирами - камберами ( camber ) убедитесь что все латы правильно встали в гнезда шарниров.
10. Подвязываем старт-шкот к передней оковке и его шнур к фалу. |
Настройка
Парус регулируется натяжением по мачте и по гику ( фал и гика-шкот) или только по мачте (фал) в зависимости от конструкции, наличия, количества и типа камберов. Критерий правильной настройки паруса - отсутствие складок и легкое \"перещелкивание\" паруса с галса на галс при желаемой величине выпуклости - \"пуза\" и его расположения.
Желательно как можно более низкое расположение паруса на мачте - в идеале вплотную к стакану. Нижние шкаторины многих парусов имеют такую форму и конструкцию, чтобы лежать на палубе доски при максимальной скорости, препятствуя утечке ветра в щель между доской и парусом. Можно легко достичь такой регулировки если следовать тем рекомендациям, которые обычно написаны на самом парусе при фиксированном топе или подстраивая парус по мачте с регулировкой длины шкота, идущего от топика, при вариотопе. |
Общее правило при регулировке паруса - чем слабее ветер, тем более выпуклым должен быть парус и выше расположение центра парусности, чем сильнее ветер, тем меньше его выпуклость и ниже расположение центра парусности.
Натяжение по мачте изменяет величину и высоту максимума выпуклости - центра парусности. Современные паруса имеют конструктивную особенность - dynamic twist, демпфер, сглаживающий порывы, и позволяющий парусу динамически изменять свою площадь в случае, если тяга избыточна.
Парус может \"открываться\" в верхней части, как бы скручиваясь вокруг мачты. Усилие при котором это происходит и площадь демпфирующей области так же зависят от натяжения по мачте. Иногда имеется специальный тросик, изменяющий натяжение задней шкаторины и регулирующий усилие, при котором происходит открывание верхней части. Натяжение по гику изменяет величину и расстояние максимума выпуклости - центра парусности от мачты. От всех этих натяжений и зависит насколько "волшебным" будет ваш парус. Признаки правильной настройки паруса :
|
Учебник ( самоучитель ) выпущен Вдовенковым Сергеем при содействии фирмы Ультра Си, при помощи Сергея Татаринова.