Практика управления парусным катамараном
Надувной парусный катамаран Простор
Для надёжного и безопасного управления катамараном "Простор" требуется определённая парусная подготовка. В инструкции к катамарану указано, что управлять судном должен рулевой второго класса, и, хотя в спокойных условиях это требование кажется излишним, при плавании в свежую погоду наличие опыта позволит избежать возможных неприятностей.
Управление надувным парусным катамараном Простор
Острые курсы парусного катамарана:
При лавировании на острых курсах угол между галсами для катамарана "Простор" составляет, в среднем, 90° при умеренном ветре.С усилением ветра угол увеличивается - сказывается несовершенство оснастки. Вместе с тем, плавание на незагруженном катамаране острыми курсами исключительно приятно - судно легко управляется, свободно движется на одном баллоне, развивает высокую скорость. При благоприятных условиях можно прыгать с гребня на гребень коротких крутых волн - небольшой вес катамарана позволяет. Да и загруженный катамаран развивает максимальную скорость на курсах вполветра - бейдевинд. Имеются сообщения, что на курсе умеренный бейдевинд в умеренный ветер была замерена скорость 20км/ч. Движение наперерез крупным морским волнам требует от рулевого применения обычных приёмов и не сложно - катамаран хорошо всходит на волну, чутко слушается руля. Остойчивость катамарана весьма велика, тем не менее, перемещение экипажа на наветренный борт необходимо, иначе, при достаточном ветре, опрокидывание неизбежно.
Поэтому необходимо обучение экипажа слаженным действиям при поворотах и палуба, свободная от барахла. Из-за того, что, при довольно больших размерах и парусности, катамаран имеет небольшую массу, выполнение поворота оверштаг может быть затруднено. Но положение спасает хорошая манёвренность судна - при чётких и решительных действиях команды катамаран поворачивает легко и изящно.
Полные курсы парусного катамарана
Управление катамараном на курсе фордевинд, пожалуй, наиболее сложно. Во всяком случае, нервно. Как и всякий катамаран, "Простор" не отличается большой устойчивостью на курсе, а ничем не уравновешенный грот ещё более ухудшает положение. Поэтому от рулевого требуется постоянное внимание и работа рулём. Если рулевой допустит ошибку, катамаран начинает стремительно и неудержимо приводиться, создавая опасную ситуацию. В таком случае разумно этому не припятствовать и быстро привестись до крутого бейдевинда, чтобы обрести остойчивость, после чего можно продолжить движение намеченным курсом.
Напротив, в бакштаг лодка устойчиво лежит на курсе, и при наличии стакселя плавание становится совсем спокойным. При усилении ветра полезно опустить шверты до половины - устойчивость на курсе и управляемость заметно улучшаются. В наказание палуба будет залита водой из отверстий для швертов. Очень интересна способность катамарана к скольжению по склону догоняющей волны. Такой серфинг даёт ощутимую прибавку к скорости и разнообразит впечатления от путешествия. Если вода гладкая, а ветер к свежему, то можно оседлать волну проходящего парохода и довольно долго держаться на ней, не отставая от судна.
Опрокидывание парусного катамарана
Известные нам случаи опрокидывания катамарана "Простор" немногочисленны - а именно, три. Все удивительно одинаковы и произошли вследствии грубых ошибок команды при повороте оверштаг. Канва событий выглядит так: почти гладкое водохранилище, ветер умеренный, с порывами. Экипаж выполняет поворот оверштаг - неудачно. Катамаран оказывается без хода в положении левентик. Начинает двигаться назад. Экипаж остаётся на бывшем наветренном борту, да ещё выбирает гика-шкот. Катамаран тем временем уваливается на новый курс и грот забирает ветер. По рассказам пострадавших, опрокидывание происходит мгновенно. В одном случае команда быстро восстановила катамаран - мачта упёрлась в дно на небольшой глубине, катамаран развернули по ветру и освободили мачту. Парусности палубы оказалось достаточно, чтобы после порыва ветра катамаран восстановился. Поскольку вещей на лодке не было, проблем с их вылавливанием не возникло.
В нашей практике за сезон гарантировано происходят 3 опрокидывания .
Все они как правило происходят потому что никто ничего в управлении парусами не знает и не хочет ничего знать. Думают что все очень просто..
А надо бы учиться ! Хотя бы как Ленин.
Управление парусным катамараном